Коллоквиум
Коллоквиум состоится 5 декабря.
Семинар 1 [3 октября]
Тема: Отражение революции в творчестве А.А. Блока.
Вопросы:
1. Понимание природы и смысла революции в статье А.А. Блока «Интеллигенция и революция». Понятие «музыки революции» в контексте символистской концепции музыки – возможен доклад.
2. Своеобразие композиции поэмы А. Блока «Двенадцать». Жанровые особенности глав поэмы.
3. Принципы символизации образов в произведении. Цветовая и звуковая символика поэмы.
4. Система образов персонажей поэмы: «враги революции», красногвардейцы. Образ Катьки в контексте эволюции женских образов в поэзии Блока.
5. Смысл финала поэмы: многообразие интерпретаций. Историческое, социокультурное и мистическое в поэме. Как вы объясните появление «Исуса Христа» в конце произведения?
6. Стихотворение А. Блока «Скифы» и его роль в решении темы «скифства» в поэзии русского модернизма и в философии русского евразийства (обратите внимание на стихотворения В. Соловьева «Панмонголизм», В. Брюсова «Скифы», «Грядущие гунны», К. Бальмонта «Скифы», Н. Гумилева «Мужик», В. Маяковского «Нате» и др.) – возможен доклад.
Литература:
1. Блок А. Поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы», статья «Интеллигенция и революция».
2. Долгополов Л.К. Поэма Александра Блока «Двенадцать». – Л., 1979
3. Смола О.П. «Черный вечер. Белый снег…»: Творческая история и судьба поэмы Александра Блока «Двенадцать». – М., 1993
4. Якобсон А. Конец трагедии. Книга об Александре Блоке. – Вильнюс-М., 1992
5. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. – Л., 1981
Семинар 2 [17 октября]
Тема: Проблема «нового человека» и «новой литературы» в романе Ю. Олеши «Зависть»:
Вопросы:
1. Система образов романа. Предыстория героев, их профессия, особенности внешности.
2. Полемика о «новом человеке» в «Зависти». Кто из героев более всего подходит на эту роль? Кто, на ваш взгляд, пользуется большим авторским сочувствием?
3. Сюжет и композиция романа. Какова роль писем и снов в романе? Объясните смену повествователя в второй части.
4. Образная и языковая структура романе: оппозиция между «колбасой» и «поэзией». Над чем и кем иронизирует автор? Искусство Ю. Олеши в создании портретов персонажей, в передаче движений, переживаний.
5. Жанровое своеобразие. Роман как микромодель советского общества.
6. «Зависть» в контексте ранней советской культуры: с помощью каких деталей воссоздается в повести эпоха? Каким видится автору идеальное общество? Достижимо ли оно?
7. Смысл финала повести. Совместима ли пошлость и поэтичность?
8. Проблема автобиографичности в «Зависти»: кому из героев сочувствует автор, как проявляется авторское отношение к описываемому?
Литература:
1. Олеша Ю.К. Зависть.
2. Чудакова М.О. Мастерство Юрия Олеши. – М., 1972
3. Сухих И. Остается только метафора… (1927 «Зависть» Ю. Олеши) – Звезда, 2002, № 10. ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
4. Шкловский В. Б. Глубокое бурение (Юрий Олеша) // ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
5. Белинков А. Сдача и гибель советского интеллигента // ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
6. Белая Г.А. Дон-Кихоты революции – опыт побед и поражений. – М., 2004
Семинар 3 [31 октября]
Тема: Художественные искания в малой прозе М. Горького 20-х годов: проблема героя и стиля (рассказы «Карамора», «Рассказ о герое», «Рассказ об одном романе»).
Вопросы:
1. Оценка революции в цикле М. Горького «Несвоевременные мысли» (доклад).
2. Размышления М. Горького над проблемой «героя» и «антигероя» времени. Что привлекло писателя в таких характерах, как Карамора и Макаров? Реальные и философские основы этих образов.
3. Концепция революции: роль личности и массы в мировом процессе. Скрытая полемика с советской концепцией истории. Что движет героями произведений: страх, любопытство, азарт, чувство справедливости?
4. Психологизм Горького в раскрытии внутреннего мира персонажей. Почему писатель избирает форму повествования от первого лица? Что роднит рассказы с формой «сказа»?
5. Проблема «автор-герой-читатель» в рассказе «Рассказ об одном романе». Почему у писателя возникает потребность в иронической форме проанализировать природу творчества? Насколько сам автор верит в «реальность» своих персонажей? Насколько они «самостоятельны» и «полноценны»?
6. Стилистика рассказов: черты символизма, романтизма, модернизма в поэтике рассказов.
7. Можно ли сказать, что отношение М. Горького к революции и послереволюционному обществу было неоднозначным?
Литература:
1. М. Горький. Карамора, Рассказ о герое, Рассказ об одном романе.
2. Лейдерман Н. Непрочитанный Горький // Урал, 2008. № 7 ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
3. Сухих И.С. Заблуждение и прозрение Максима Горького. – Нижний Новгород, 1992
4. Гребенщикова Н.Н. Концепт человека в художественной системе М.Горького (рассказы первой половины 1920-х годов). – Автореферат дисс.канд. фил. наук. - Бирск, 2009
5. Земляной С. Русский герой: теневой вариант. Провокация как сквозной мотив в "Жизни Клима Самгина" Максима Горького // ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
6. Голубков М. М. Русская литература ХХ в.: После раскола. – М., 2001
Семинар 4 [14 ноября]
Тема: Художественный мир «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка.
Вопросы:
1. Историческая основа повести. Роль предисловия и посвящения.
2. Система образов повести. Какие художественные средства использует автор для характеристики образа командарма, врачей, Попова, его дочери? Роль снов, воспоминаний, песен, диалогов в раскрытии персонажей.
3. «Революционная целесообразность» и проблема личности: как судьба командарма отражает собой судьбу революции? «Универсализм» повести. Создаются ли в повести подробные психологические портреты героев?
4. Особенности хронотопа повести: с помощью каких деталей и приемов Пильняк создает образы до- и послереволюционной эпохи.
5. Система лейтмотивов повести. Выделите мотивы, связанные с образом командарма, с другими персонажами. Определите «внешний» и «внутренний» сюжеты повести.
6. Смысл заглавия и финала повести.
Литература:
1. Пильняк Б. Повесть непогашенной луны.
2. Крючков Б. «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка // Литература в школе, 2006. — № 4. — С. 14-16
3. Трубина Л.А. К вопросу о природе антиномии Россия — Запад в историософской концепции Бориса Пильняка // Б.А.Пильняк. Исследования и материалы. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 3-4. -— Коломна, 2001. — С.67-73
4. Анпилова Л.Н. Поэтика прозы 20-х годов Б.Пильняка (К вопросу о художественной целостности): Автореф. дис. канд. филол. наук. — Екатеринбург, 1997. 21 с.
5. Горинова С.Ю.Проблемы поэтики прозы Б.Пильняка 20-х годов: Автореф. дис. канд. филол. наук. — СПб, 1995. 20 с.
Семинар 5 [28 ноября]
Тема: Философский роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Вопросы:
1. Проанализируйте сущность дискуссий Берлиоза с Иваном и их обоих с Воландом (гл.1), их итог (гл.23 и эпилог), определите основную философскую проблему романа.
2. Сюжетная линия Иешуа-Понтий Пилат и ее роль в раскрытии воззрений писателя на проблему человека. Особенности переосмысления христианского мифа Булгаковым.
3. Московские сцены романа. Способы художественного сопряжения Ершалаима и Москвы (пейзаж, время, сюжетные параллели). Функции сатирико-бытовых сцен.
4. Линия Мастера и Маргариты в решении проблемы добра, свободы человека, его предназаначения в жизни, его ответственности. Объясните, как вы понимаете судьбу Мастера, не взятого в "свет", но обретшего "покой".
5. Роль сюжетно-фантастической линии Воланда и его свиты в романе. Традиции Гете и булгаковское отношение к ним. Авторская позиция в описании взаимоотношений Иешуа, Воланда и Левия Матвея.
6. Истолкуйте философский (символический) и бытовой финалы романа.
7. В чем заключается своеобразие построения художественных образов персонажей в романе "Мастер и Маргарита" по сравнению с героями романа "Белая гвардия"?
8. Своеобразие булгаковского юмора и мистификаций.
Литература:
1. М.Булгаков. Мастер и Маргарита.
2. Л.Яновская. Творческий путь М.Булгакова. М.: Сов. писатель, 1983. С. 241-314.
3. Б.М.Гаспаров. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Даугава. — 1988.-N10-12, 1989.-N1.
Дополнительная литература:
1. М.Булгаков. Копыто инженера. Белая гвардия.
2. Н.П.Утехин. Исторические грани вечных тем // Современный советский роман. Философские аспекты. М.: Наука, 1979. С. 194-224.
3. В.Лакшин. Вторая встреча. М.: Сов. писатель, 1984. С. 299-346.
4. В.В.Агеносов. Советский философский роман. М., 1989. С.108-118.
5. Г.Эльбаум. Анализ иудейских глав "Мастера и Маргариты". Анн Арбор: Ардис, 1981.
6. Б.В.Соколов. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита". М.: Наука, 1991.
7. Т.Манн. Иосиф и его братья. Доклад // Собр.соч.: в 10 т. Т.10.
8. М.: Худож.лит., 1961.
Семинар 6 [12 декабря]
Тема: Гражданская война и народная трагедия в «Донских рассказах» М.А. Шолохова («Родинка», «Шибалково семя», «Коловерть», «Семейный человек», «Обида», «Жеребенок», «Червоточина», «Лазоревая степь», «Чужая кровь»).
Вопросы:
1. Особенности конфликта в «Донских рассказах». Социальное и общечеловеческое. Архетипы отца, сына, брата в рассказах.
2. Герои «Донских рассказов»: психология, убеждения, привязанности, средства индивидуализации и типизации. Речевые характеристики. Сказовые формы повествования.
3. Образ семьи в шолоховском цикле: распад и возрождение. Что видится писателю силой, способной соединить враждующие лагеря? Проанализируйте семантику заглавий указанных рассказов.
4. Мотивы «крови», «родинки», «семени» и «коловерти», «червоточины», «обиды» в структуре художественного мира «Донских рассказов». Какими средствами обеспечивается художественное единство цикла?
5. Мир природы в «Донских рассказах». Функции пейзажа. Роль образов животных в раскрытии авторской идеи.
6. Особенности авторской оценки персонажей, гражданской войны. Сравните «Донские рассказы» с «Конармией» И. Бабеля: в чем состоит сходство, а чем – принципиальное различие этих произведений? (доклад).
Литература:
1. Шолохов М.А. Донские рассказы («Родинка», «Шибалково семя», «Коловерть», «Семейный человек», «Обида», «Жеребенок», «Червоточина», «Лазоревая степь», «Чужая кровь»).
2. Семёнова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. — М., 2005
3. Поль Д.В. Универсальные образы и мотивы в русской реалистической прозе XX века (художественный опыт М.А.Шолохова). — М., 2008
4. Кормилов С.И. М.А.Шолохов. // История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. — М., 1998. — С. 367–401
5. Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. — СПб, 2000
6. Малкина Е.А. Национальный мир как художественная модель в литературе народов РФ и в русской литературе (Шолом-Алейхем, М. Шолохов, Р. Валеев, С. Довлатов). — Автореф. дис. канд. фил. наук. — М., 2007
Семинар 7 [19 декабря, вместо лекции] (опционально, если всё успеем)
Тема: Послереволюционное творчество В.В. Маяковского: поэтика и проблематика. Тема поэта и поэзии.
Вопросы:
1. Тема искусства в «революционных стихах» поэта. Роль поэзии в революционную эпоху. Агитационный и поэтический пласты стихотворных «приказов» и «маршей» Маяковского. Как Маяковский понимает «коммунизм»?
2. Особенности поэтического синтаксиса и ритмики поэзии Маяковского. Неологизмы и их роль в поэтике стиха. Восклицания, обращения, аллитерации. Традиции жанра «гимна».
3. Эволюция взглядов Маяковского на природу творчества и поэтическое призвание. Поэт-служитель и поэт-пророк в концепции творчества у позднего Маяковского («Юбилейное», «Необычайное приключение…»).
4. Чем продиктовано обращение Маяковского к образу А.С. Пушкина? Почему Пушкин кажется Маяковскому ближе современных поэтов? (см. также стихотворение «Сергею Есенину»). Ощущение одиночества и трагичности бытия в поэзии Маяковского.
5. Общечеловеческие ценности в поэзии Маяковского. Любовь и сострадание в художественном мире поэта. В чем особенность лирического таланта Маяковского? Эволюция темы любви и образа лирического героя по сравнению с дореволюционным периодом творчества. («Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Хорошее отношение к лошадям», «Неоконченное» и др.)
6. Сатирические стихотворения Маяковского: кто является для поэта объектом сатиры? Приемы комического.
Литература:
1. Маяковский В.В. Стихотворения: «Наш марш», «Ода революции», «Хорошее отношение к лошадям», «Приказ по армии искусств», «Поэт рабочий», «Прозаседавшиеся», «Левый марш», «Необычайное приключение…», «Юбилейное», «Домой!», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Послание пролетарским поэтам», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка», «Неоконченное», вступление к поэме «Во весь голос».
2. Гаспаров М.Л. Владимир Маяковский // Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Опыты описания идиостилей. – М., 1995. – С. 363-395
3. Лейдерман Н.Л. Энергия и инерция бунта (Воля и судьба лирического героя Владимира Маяковского) // Он же. Русская литературная классика ХХ века. – Екатеринбург, 1996. – С. 7-66
4. Кацис Л. Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. М., 2000
5. Гончаров Б.П. Маяковский – новатор стиха // Литература и современность. М., 1977
6. Метченко А.И. Творчество Маяковского 1925–1930 гг. М., 1961
7. Петросов К.Г. Маяковский и советская поэзия 20-х годов // Литература в школе. 1977, № 3. С. 78–81