Информационный центр журналистов МПГУ 2009-2014

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Информационный центр журналистов МПГУ 2009-2014 » Архив » [7 семестр, предметы] История отечественной литературы


[7 семестр, предметы] История отечественной литературы

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Коллоквиум

Коллоквиум состоится 5 декабря.


Семинар 1 [3 октября]

Тема: Отражение революции в творчестве А.А. Блока.

Вопросы:

1. Понимание природы и смысла революции в статье А.А. Блока «Интеллигенция и революция». Понятие «музыки революции» в контексте символистской концепции музыки – возможен доклад.
2. Своеобразие композиции поэмы А. Блока «Двенадцать». Жанровые особенности глав поэмы.
3. Принципы символизации образов в произведении. Цветовая и звуковая символика поэмы.
4. Система образов персонажей поэмы: «враги революции», красногвардейцы. Образ Катьки в контексте эволюции женских образов в поэзии Блока.
5. Смысл финала поэмы: многообразие интерпретаций. Историческое, социокультурное и мистическое в поэме. Как вы объясните появление «Исуса Христа» в конце произведения?
6. Стихотворение А. Блока «Скифы» и его роль в решении темы «скифства» в поэзии русского модернизма и в философии русского евразийства (обратите внимание на стихотворения В. Соловьева «Панмонголизм», В. Брюсова «Скифы», «Грядущие гунны», К. Бальмонта «Скифы», Н. Гумилева «Мужик», В. Маяковского «Нате» и др.) – возможен доклад.

Литература:

1. Блок А. Поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы», статья «Интеллигенция и революция».
2. Долгополов Л.К. Поэма Александра Блока «Двенадцать». – Л., 1979
3. Смола О.П. «Черный вечер. Белый снег…»: Творческая история и судьба поэмы Александра Блока «Двенадцать». – М., 1993
4. Якобсон А. Конец трагедии. Книга об Александре Блоке. – Вильнюс-М., 1992
5. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. – Л., 1981


Семинар 2 [17 октября]

Тема: Проблема «нового человека» и «новой литературы» в романе Ю. Олеши «Зависть»:

Вопросы:

1. Система образов романа. Предыстория героев, их профессия, особенности внешности.
2. Полемика о «новом человеке» в «Зависти». Кто из героев более всего подходит на эту роль? Кто, на ваш взгляд, пользуется большим авторским сочувствием?
3. Сюжет и композиция романа. Какова роль писем и снов в романе? Объясните смену повествователя в второй части.
4. Образная и языковая структура романе: оппозиция между «колбасой» и «поэзией». Над чем и кем иронизирует автор? Искусство Ю. Олеши в создании портретов персонажей, в передаче движений, переживаний.
5. Жанровое своеобразие. Роман как микромодель советского общества.
6. «Зависть» в контексте ранней советской культуры: с помощью каких деталей воссоздается в повести эпоха? Каким видится автору идеальное общество? Достижимо ли оно?
7. Смысл финала повести. Совместима ли пошлость и поэтичность?
8. Проблема автобиографичности в «Зависти»: кому из героев сочувствует автор, как проявляется авторское отношение к описываемому?

Литература:

1. Олеша Ю.К. Зависть.
2. Чудакова М.О. Мастерство Юрия Олеши. – М., 1972
3. Сухих И. Остается только метафора… (1927 «Зависть» Ю. Олеши) – Звезда, 2002, № 10. ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
4. Шкловский В. Б. Глубокое бурение (Юрий Олеша) // ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
5. Белинков А. Сдача и гибель советского интеллигента // ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
6. Белая Г.А. Дон-Кихоты революции – опыт побед и поражений. – М., 2004


Семинар 3 [31 октября]

Тема: Художественные искания в малой прозе М. Горького 20-х годов: проблема героя и стиля (рассказы «Карамора», «Рассказ о герое», «Рассказ об одном романе»).

Вопросы:

1. Оценка революции в цикле М. Горького «Несвоевременные мысли» (доклад).
2. Размышления М. Горького над проблемой «героя» и «антигероя» времени. Что привлекло писателя в таких характерах, как Карамора и Макаров? Реальные и философские основы этих образов.
3. Концепция революции: роль личности и массы в мировом процессе. Скрытая полемика с советской концепцией истории. Что движет героями произведений: страх, любопытство, азарт, чувство справедливости?
4. Психологизм Горького в раскрытии внутреннего мира персонажей. Почему писатель избирает форму повествования от первого лица? Что роднит рассказы с формой «сказа»?
5. Проблема «автор-герой-читатель» в рассказе «Рассказ об одном романе». Почему у писателя возникает потребность в иронической форме проанализировать природу творчества? Насколько сам автор верит в «реальность» своих персонажей? Насколько они «самостоятельны» и «полноценны»?
6. Стилистика рассказов: черты символизма, романтизма, модернизма в поэтике рассказов.
7. Можно ли сказать, что отношение М. Горького к революции и послереволюционному обществу было неоднозначным?

Литература:

1. М. Горький. Карамора, Рассказ о герое, Рассказ об одном романе.
2. Лейдерман Н. Непрочитанный Горький // Урал, 2008. № 7 ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
3. Сухих И.С. Заблуждение и прозрение Максима Горького. – Нижний Новгород, 1992
4. Гребенщикова Н.Н. Концепт человека в художественной системе М.Горького (рассказы первой половины 1920-х годов). – Автореферат дисс.канд. фил. наук. - Бирск, 2009
5. Земляной С.  Русский герой: теневой вариант. Провокация как сквозной мотив в "Жизни Клима Самгина" Максима Горького // ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
6. Голубков М. М. Русская литература ХХ в.: После раскола. – М., 2001


Семинар 4 [14 ноября]

Тема: Художественный мир «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка.

Вопросы:

1. Историческая основа повести. Роль предисловия и посвящения.
2. Система образов повести. Какие художественные средства использует автор для характеристики образа командарма, врачей, Попова, его дочери? Роль снов, воспоминаний, песен, диалогов в раскрытии персонажей.
3. «Революционная целесообразность» и проблема личности: как судьба командарма отражает собой судьбу революции? «Универсализм» повести. Создаются ли в повести подробные психологические портреты героев?
4. Особенности хронотопа повести: с помощью каких деталей и приемов Пильняк создает образы до- и послереволюционной эпохи.
5. Система лейтмотивов повести. Выделите мотивы, связанные с образом командарма, с другими персонажами. Определите «внешний» и «внутренний» сюжеты повести.
6. Смысл заглавия и финала повести.

Литература:

1. Пильняк Б. Повесть непогашенной луны.
2. Крючков Б. «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка // Литература в школе, 2006. — № 4. — С. 14-16
3. Трубина Л.А. К вопросу о природе антиномии Россия — Запад в историософской концепции Бориса Пильняка // Б.А.Пильняк. Исследования и материалы. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 3-4. -— Коломна, 2001. — С.67-73
4. Анпилова Л.Н. Поэтика прозы 20-х годов Б.Пильняка (К вопросу о художественной целостности): Автореф. дис. канд. филол. наук. — Екатеринбург, 1997. 21 с.
5. Горинова С.Ю.Проблемы поэтики прозы Б.Пильняка 20-х годов: Автореф. дис. канд. филол. наук. — СПб, 1995. 20 с.


Семинар 5 [28 ноября]

Тема: Философский роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Вопросы:

1. Проанализируйте сущность дискуссий Берлиоза с Иваном и их обоих с Воландом (гл.1),  их итог (гл.23 и эпилог), определите основную философскую проблему романа.
2. Сюжетная линия Иешуа-Понтий Пилат и ее роль в раскрытии воззрений писателя на проблему человека. Особенности переосмысления христианского мифа Булгаковым.
3. Московские сцены романа. Способы художественного сопряжения Ершалаима и Москвы (пейзаж, время, сюжетные параллели). Функции сатирико-бытовых сцен.
4. Линия Мастера и Маргариты в решении проблемы добра, свободы человека, его предназаначения в жизни, его ответственности. Объясните, как вы понимаете судьбу Мастера, не взятого в "свет", но обретшего "покой".
5. Роль сюжетно-фантастической линии Воланда и его свиты в романе. Традиции Гете и булгаковское отношение к ним. Авторская позиция в описании взаимоотношений Иешуа, Воланда и Левия Матвея.
6. Истолкуйте философский (символический) и бытовой финалы романа.
7. В чем заключается своеобразие построения художественных образов персонажей в романе "Мастер и Маргарита" по сравнению с героями романа "Белая гвардия"?
8. Своеобразие булгаковского юмора и мистификаций.

Литература:

1. М.Булгаков. Мастер и Маргарита.
2. Л.Яновская. Творческий путь М.Булгакова. М.: Сов. писатель, 1983. С. 241-314.
3. Б.М.Гаспаров. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Даугава. — 1988.-N10-12, 1989.-N1.

Дополнительная литература:

1. М.Булгаков. Копыто инженера. Белая гвардия.
2. Н.П.Утехин. Исторические грани вечных тем // Современный советский роман. Философские аспекты. М.: Наука, 1979. С. 194-224.
3. В.Лакшин. Вторая встреча. М.: Сов. писатель, 1984. С. 299-346.
4. В.В.Агеносов. Советский философский роман. М., 1989. С.108-118.
5. Г.Эльбаум. Анализ иудейских глав "Мастера и Маргариты". Анн Арбор: Ардис, 1981.
6. Б.В.Соколов. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита".  М.:  Наука, 1991.
7. Т.Манн. Иосиф и его братья.  Доклад // Собр.соч.:  в 10 т.  Т.10.
8. М.: Худож.лит., 1961.


Семинар 6 [12 декабря]

Тема: Гражданская война и народная трагедия в «Донских рассказах» М.А. Шолохова («Родинка», «Шибалково семя», «Коловерть», «Семейный человек», «Обида», «Жеребенок», «Червоточина», «Лазоревая степь», «Чужая кровь»).

Вопросы:

1. Особенности конфликта в «Донских рассказах». Социальное и общечеловеческое. Архетипы отца, сына, брата в рассказах.
2. Герои «Донских рассказов»: психология, убеждения, привязанности, средства индивидуализации и типизации. Речевые характеристики. Сказовые формы повествования.
3. Образ семьи в шолоховском цикле: распад и возрождение. Что видится писателю силой, способной соединить враждующие лагеря? Проанализируйте семантику заглавий указанных рассказов.
4. Мотивы «крови», «родинки», «семени» и «коловерти», «червоточины», «обиды» в структуре художественного мира «Донских рассказов». Какими средствами обеспечивается художественное единство цикла?
5. Мир природы в «Донских рассказах». Функции пейзажа. Роль образов животных в раскрытии авторской идеи.
6. Особенности авторской оценки персонажей, гражданской войны. Сравните «Донские рассказы» с «Конармией» И. Бабеля: в чем состоит сходство, а чем – принципиальное различие этих произведений? (доклад).

Литература:

1. Шолохов М.А. Донские рассказы («Родинка», «Шибалково семя», «Коловерть», «Семейный человек», «Обида», «Жеребенок», «Червоточина», «Лазоревая степь», «Чужая кровь»).
2. Семёнова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. — М., 2005
3. Поль Д.В. Универсальные образы и мотивы в русской реалистической прозе XX века (художественный опыт М.А.Шолохова). — М., 2008
4. Кормилов С.И. М.А.Шолохов. // История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. — М., 1998. — С. 367–401
5. Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. — СПб, 2000
6. Малкина Е.А. Национальный мир как художественная модель в литературе народов РФ и в русской литературе (Шолом-Алейхем, М. Шолохов, Р. Валеев, С. Довлатов). — Автореф. дис. канд. фил. наук. — М., 2007


Семинар 7 [19 декабря, вместо лекции] (опционально, если всё успеем)

Тема: Послереволюционное творчество В.В. Маяковского: поэтика и проблематика. Тема поэта и поэзии.

Вопросы:

1. Тема искусства в «революционных стихах» поэта. Роль поэзии в революционную эпоху. Агитационный и поэтический пласты стихотворных «приказов» и «маршей» Маяковского. Как Маяковский понимает «коммунизм»?
2. Особенности поэтического синтаксиса и ритмики поэзии Маяковского. Неологизмы и их роль в поэтике стиха. Восклицания, обращения, аллитерации. Традиции жанра «гимна».
3. Эволюция взглядов Маяковского на природу творчества и поэтическое призвание. Поэт-служитель и поэт-пророк в концепции творчества у позднего Маяковского («Юбилейное», «Необычайное приключение…»).
4. Чем продиктовано обращение Маяковского к образу А.С. Пушкина? Почему Пушкин кажется Маяковскому ближе современных поэтов? (см. также стихотворение «Сергею Есенину»). Ощущение одиночества и трагичности бытия в поэзии Маяковского.
5. Общечеловеческие ценности в поэзии Маяковского. Любовь и сострадание в художественном мире поэта. В чем особенность лирического таланта Маяковского? Эволюция темы любви и образа лирического героя по сравнению с дореволюционным периодом творчества. («Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Хорошее отношение к лошадям», «Неоконченное» и др.)
6. Сатирические стихотворения Маяковского: кто является для поэта объектом сатиры? Приемы комического.

Литература:

1. Маяковский В.В. Стихотворения: «Наш марш», «Ода революции», «Хорошее отношение к лошадям», «Приказ по армии искусств», «Поэт рабочий», «Прозаседавшиеся», «Левый марш», «Необычайное приключение…», «Юбилейное», «Домой!», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Послание пролетарским поэтам», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка», «Неоконченное», вступление к поэме «Во весь голос».
2. Гаспаров М.Л. Владимир Маяковский // Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Опыты описания идиостилей. – М., 1995. – С. 363-395
3. Лейдерман Н.Л. Энергия и инерция бунта (Воля и судьба лирического героя Владимира Маяковского) // Он же. Русская литературная классика ХХ века. – Екатеринбург, 1996. – С. 7-66
4. Кацис Л. Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. М., 2000
5. Гончаров Б.П. Маяковский – новатор стиха // Литература и современность. М., 1977
6. Метченко А.И. Творчество Маяковского 1925–1930 гг. М., 1961
7. Петросов К.Г. Маяковский и советская поэзия 20-х годов // Литература в школе. 1977, № 3. С. 78–81

0

2

Список текстов по курсу Истории отечественной литературы ХХ века (20-е годы)
(все тексты выносятся на коллоквиум, который состоится в письменной форме на одной из декабрьских лекций)

1. Ахматова А.А. Стихотворения 20-х годов, «Когда в тоске самоубийства», «Не с теми я, кто бросил землю», «Тебе покорной? Ты сошел с ума!», «Все расхищено, продано, предано», «А Смоленская нынче именинница», «Я гибель накликала милым…», поздняя лирика, поэмы «Реквием», «Поэма без героя».

2. Бабель И.А. Конармия.

3. Блок А.А. Поэма «Двенадцать». Стихотворение «Скифы». Статья «Интеллигенция и революция».

4. Булгаков М.А. Белая гвардия. Собачье сердце. Роковые яйца. Мастер и Маргарита. Бег.

5. Бунин И.А. Окаянные дни.

6. Горький Максим. Несвоевременные мысли. Рассказ об одном герое. Рассказ об одном романе. Карамора.

7. Есенин С.А. Стихотворения: «О Русь, взмахни крылами…», «Я последний поэт деревни», «Устал я жить в родном краю», «Мне осталась одна забава», «Не жалею, не зову, не плачу», «До свиданья, друг мой, до свиданья!», цикл «Персидские мотивы», маленькие поэмы «Сорокоуст», «Русь советская», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», «Черный человек», «Пугачев», «Анна Снегина».

8. Замятин Е.И. Мы.

9. Зощенко М.М. Рассказы из сб. «Голубая книга» и из сб. «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова».

10. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев или Золотой теленок (один из романов по выбору).

11. Мандельштам О.Э. «Сумерки свободы», «Ласточка», «За то, что я руки твои не сумел удержать», «Век», «Грифельная ода», «Нет, никогда ничей я не был современник», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез», «С миром державным я был лишь ребячески связан», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Сохрани мою речь  навсегда…», «Мы живем, под собою не чуя страны», «Лишив меня морей, разбега и разлета…», «Где связанный и пригвожденный стон», «Вооруженный зреньем узких ос», «Стихи о неизвестном солдате», Ода, «Мой щегол, я голову закину».

12. Маяковский В.В. Стихотворения: «Наш марш», «Ода революции», «Хорошее отношение к лошадям», «Приказ по армии искусств», «Поэт рабочий», «Прозаседавшиеся», «Левый марш», «Необычайное приключение…», «Юбилейное», «Домой!», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Послание пролетарским поэтам», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное»; поэмы: «Про это», вступление к поэме «Во весь голос». Пьесы «Клоп» или «Баня».

13. Олеша Ю.К. Зависть.

14. Осоргин М.А. Сивцев вражек.

15. Пильняк Б.А. Повесть непогашенной луны.

16. Фадеев А.А. Разгром.

17. Цветаева М.И.  «Лебединый стан», Поэма Горы, Поэма Конца, стихотворения из сборника «Ремесло».

18. Шолохов М.А. Рассказы из цикла «Донские рассказы»: «Родинка», «Шибалково семя», «Коловерть», «Семейный человек», «Обида», «Жеребенок», «Червоточина», «Лазоревая степь», «Чужая кровь».

19. Эрдман Н.Р. Самоубийца или Мандат.

20. Шмелев И.С. Солнце мертвых.

0


Вы здесь » Информационный центр журналистов МПГУ 2009-2014 » Архив » [7 семестр, предметы] История отечественной литературы