Билеты к экзамену

1. Авангардистские течения в литературе первой четверти ХХ века (фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм).
2. Понятие «авангардизм». Взаимодействие терминов «авангардизм» и «модернизм». Искусство ли авангард?
3. Художественное сознание ХХ века. Значение трудов Маха, Пуанкаре, Эйнштейна. Некорректность вопроса «Что хотел сказать автор?».
4. Философы и социологии о цивилизации и культуре, об особенностях их развития в ХХ столетии (Ницше, Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Швейцер, Федотов, Бердяев, Муратов).
5. Манифесты итальянского футуризма. Стремления и цели футуристов Италии.
6. Творчество Г. Аполлинера. «Симультанная» техника и ее значение в поэме «Зона». Жанр идеограммы. Происхождение термина «сюрреализм».
7. Дадаизм: генезис, авторы, произведения. История «Кабаре Вольтер».
8. Сюрреализм: генезис, авторы, поэзия и кинематограф. Сюрреализм и Фрейд.
9. Сюрреализм во французской поэзии. Манифесты А. Бретона. Понятие «автоматического письма» и «сюрреалистической метафоры».
10. Экспрессионизм: проблема термина, формальная и содержательная характеристика, понятие «абсолютной метафоры».
11. Литература немецкого экспрессионизма: творчество Г. Гейма, Г. Тракля.
12. Испанская поэзия 1-й пол. ХХ века (Унамуно, Мачадо, Лорка).
13. Модернизм в литературе ХХ века (термин, культурно-исторические истоки, поэтика).
14. Прием «потока сознания» в творчестве Дж. Джойса, В. Вульф, У. Фолкнера. Происхождение термина. Смежные с «потоком сознания» термины. Признаки «потока сознания» как приема.
15. Своеобразие английского модернизма. Литературные кружки («Эдвардианцы», «Бласт», «Блумсбери»).
16. Творческий путь Дж. Джойса («Дублинцы», «Портрет художника в юности», «Улисс», «Поминки по Финнегану»).
17. Сборник Дж. Джойса «Дублинцы» (повествовательная техника, теория эпифании, модель мира).
18. Почему Эвелин не уехала? (Дж. Джойс «Эвелин»).
19. «Улисс» Джойса как «энциклопедия модернизма».
20. «Одиссея» и «Гамлет» как претексты «Улисса».
21. Творческий замысел и его реализация в романе Дж. Джойса «Улисс».
22. В. Вулф как теоретик английского модернизма. Разделение писателей на «спиритуалистов» и «материалистов» («Современная художественная проза»). Концепция «moment of being» («момент бытия»).
23. Импрессионизм прозы, своеобразие психологизма в романе В.Вульф «Миссис Деллоуей». Проблема интерпретации финальной фразы «Это была она».
24. Пространственно-временные координаты в романе Вулф «Миссис Деллоуэй».
25. Теория и практика имажизма. Концепция «вещь есть вещь».
26. Творчество «окопных поэтов» (Оуэн, Сэссун, Роузенберг).
27. Структура и образный ряд поэмы Т.Элиота «Бесплодная земля».
28. Темы деградации и гибели цивилизации в поэме Т.Элиота «Бесплодная земля». Реализация легенды о Св. Граале.
29. Поэзия Т. Элиота в контексте истории развития европейской поэзии. Теория «объективного коррелята», критика романтического метода и мировосприятия, отношение к традиции.
30. Рецепция Шекспира в литературе английского модернизма (Джойс, Вулф, Элиот).
31. Д. Г. Лоуренс о назначении романа и задачах романиста. Традиции и новаторство в романе Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей».
32. Писатели «потерянного поколения»: круг авторов, возникновение термина, широкое и узкое его толкование, семантика заголовков.
33. Роман А. Барбюса «Огонь»: прием «репортажа», специфика повествования.
34. Роман Р. Олдингтона «Смерть героя» как «роман-джаз». Пародия на «роман воспитания». Семантика заголовка.
35. Роман Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Концепция стоического мужества в творчестве Э. Хемингуэя.
36. «Принцип айсберга» в творчестве Э.Хемингуэя. Художественный мир новеллы «Кошка под дождем».
37. Творчество Э.М. Ремарка. Модель сюжета и героя. Публицистичность стиля.
38. Теория «эпического театра» и драматургия Б. Брехта. Суть полемики с К. С. Станиславским.
39. Антивоенный пафос пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети».
40. Художественный мир Ф. Кафки.
41. Сюжет анти-инициации в «Превращении» Ф. Кафки.
42. Семантика названия романа Ф. Кафки «Процесс», притчевое начало произведения.
43. Значение притчи о привратнике в романе Кафки «Процесс». Параболичность текста Кафки.
44. Структура романа Ф. Кафки «Процесс», философско-религиозный характер финала.
45. Т. Манн о русской литературе.
46. Мифологема Фауста в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
47. Поэтика романов Г. Гессе (влияние пиетизма, взаимодействие с романтической эстетикой).
48. Тип композиции романа Г. Гессе «Степной волк», образ Магического театра.
49. Образный ряд романа Г.Гессе «Степной волк» (Гарри, Гермина, Пабло, «бессмертные»).
50. Относительность оппозиций в романе Г. Гессе «Степной волк». Романтическая ирония и восточная мудрость в романе.
51. Роман Ф. Мориака «Клубок змей» (или «Тереза Дескейру»). Проблематика романа, система образов, мастерство психологизма.
52. Философская база французского экзистенциализма.
53. «Экзистенциальная отчужденность» в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота».
54. «Посторонний» А.Камю. Смысл названия. Конфликт. Образ Мерсо. Мнение Ж.-П. Сартра.
55. Принципы создания пространственно-временных отношений в романе У.Фолкнера «Шум и ярость», философия времени.
56. Специфика «потока сознания» в романе У. Фолкнера «Шум и ярость», поэтика заголовка, структура текста.
57. Тема «американской мечты» в романе Ф.-С.Фицджеральда «Великий Гэтсби» (или «Ночь нежна»). Статья «Отзвуки века джаза».
58. Форма повествования в романе Ф.-С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (или «Ночь нежна»).
59. Библейские аллюзии в романе Дж. Стейнбека «Гроздья гнева».
60. Концепция философского театра Л. Пиранделло («Шесть персонажей в поисках автора»).
61. Специфика конфликта в трагедии Ж Ануя «Антигона». Взаимодействие с античным первоисточником.
62. Жанр антиутопии в европейской литературе 1-й пол. ХХ века (Уэллс, Оруэлл, Хаксли).


Информация

Экзаменационная оценка складывается из:
1. Качества ответа на два вопроса билета;
2. Знания текстов (8 карточек из 10);
3. Факта посещения лекционных и семинарских занятий.