Информационный центр журналистов МПГУ 2009-2014

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Информационный центр журналистов МПГУ 2009-2014 » Архив » [8 семестр, предметы] История отечественной литературы


[8 семестр, предметы] История отечественной литературы

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Список литературы (на два семестра!)

1. Алданов М.А. Святая Елена, маленький остров. Бельведерский торс.
2. Антокольский П. Сын.
3. Ахматова А.А. Поэма без героя. Реквием.
4. Бродский И.А. Стихи. (Большая элегия Джону Донну, Конец прекрасной эпохи, Дидона и Эней, Разговор с небожителем, Одиссей Телемаку, На смерть Жукова, Часть речи, Колыбельная трескового мыса, Осенний крик ястреба, «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «Вечер. Развалины геометрии…», Рождественская звезда, На столетие Анны Ахматовой, «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером…», Бегство в Египет, «Неважно, что было вокруг, и неважно…»).
5. Быков В. Сотников.
6. Вампилов А. Старший сын. Прошлым летом в Чулимске.
7. Васильев Б. А зори здесь тихие.
8. Воробьев К. Убиты под Москвой.
9. Гроссман В.С. Жизнь и судьба.
10. Довлатов С. Компромисс или Заповедник.
11. Казакевич Э.Г. Двое в степи.
12. Леонов Л.М. Вор. Evgenia Ivanovna.
13. Маканин В. Кавказский пленный.
14. Малышкин А. Люди из захолустья.
15. Набоков В.В. Приглашение на казнь.
16. Некрасов В. В окопах Сталинграда.
17. Пастернак Б.Л. Стихи из сборников "Сестра моя - жизнь", "На ранних поездах", "Когда разгуляется". Доктор Живаго.
18. Пелевин В. Чапаев и пустота.
19. Петросян М. Дом, в котором…
20. Прилепин Захар Санкя или Черная обезьяна
21. Платонов А.П. Джан. Чевенгур. Возвращение. Фро.
22. Пришвин М. Жень-шень.
23. Распутин В.Г. Прощание с Матерой или Живи и помни.
24. Симонов К. Живые и мертвые (1 том). Военная лирика.
25. Соколов Саша Школа для дураков.
26. Солженицын А.И. Раковый корпус. Один день Ивана Денисовича.  Матренин двор.
27. Сурков А. Стихи военных лет.
28. Твардовский А.Т. Василий Теркин. Дом у дороги.
29. Толстой А.Н. Петр Первый.
30. Трифонов Ю. Обмен.
31. Шаламов В. Колымские рассказы («Дождь», «Ягоды», «Апостол Павел», «Перчатка», «Последний бой майора Пугачева» и др.)
32. Шолохов М.А. Тихий Дон. Судьба человека.
33. Шишкин М. Один из романов по выбору («Взятие Измаила» или «Венерин волос», или «Письмовник») ИЛИ Л. Улицкая Один из романов по выбору («Казус Кукоцкого», «Искренне ваш Шурик», «Даниэль Штайн, переводчик»). То есть один любой роман из 6 перечисленных!

0

2

Семинар №1
 
Тема: Историческая проза М. Алданова ("Святая Елена, маленький остров" и "Бельведерский торс").

Вопросы:

1. Объясните, почему в центре сюжета романа линия Сузи Джонсон и Александра де Бальмена. Какие возможности открывает перед автором выбор именно таких героев?
2. Как показано окружение Наполеона? Совпадает ли отношение самого императора к его свите с позицией автора?
3. Образ Наполеона. Какие сцены выбирает М. Алданов, рассказывая о Бонапарте? Что говорится о роли случая в истории? Какие значение имеет для идейного замысла романа сцена встречи де Бальмена с Наполеоном?
4. Функция садовника Тоби в выражении авторской концепции истории.
5. Над чем иронизирует Алданов в романе?
6. Сюжет и многоплановая композиция рассказа "Бельведерский торс" как способ воссоздания многомерности бытия. Авторское отношение к Бенедетто Аккольти, Вазари, Микеланджело. Истинные и ложные ценности в понимании М.Алданова. Роль финала и символики.
7. В чем коренное отличие алдановской концепции истории от историософии А.Толстого ("Петр Первый") и других советских писателей?

Литература:

1. М. Алданов. Святая Елена, маленький остров. Бельведерский торс // Алданов М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. - М.: Правда, 1991.
2. А. Чернышев. Гуманист, не веривший в прогресс // Алданов М. Собр. соч.: В , т. Т.1. - М.: Правда, 1991.- С. 3-32.
3. Выгон Н.С. Исторический роман 20-30-х годов // Русская литература ХХ века: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 11 класс / Под ред. В.В. Агеносова. Ч. 1. - М.: Дрофа, 1996. - С. 384-394.


Семинар №2

Тема: Человек — народ — история в эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Вопросы:

1. Проследите творческую историю "Тихого Дона" и объясните, зачем потребовалось М.Шолохову расширять замысел романа с изображения революции до 1900-1910-х годов.
2. Установите временные и географические рамки каждого тома романа и покажите, как это помогает писателю в решение проблемы человек-народ-история.
3. Воссоздайте шолоховскую концепцию истории на основании анализа следующих исторических событий и эпизодов:
   а) первая мировая война;
   б) революция и Вешенский бунт;
   в) банда Фомина;
   г) деятельность большевиков, образы коммунистов.
4. Преломление истории в частных судьбах персонажей:
   а) род Листницких;
   б) семья Коршуновых;
   в) семья Мелеховых;
   г) Аксинья.
5. Функция природы в художественном мире шолоховской эпопеи.

Литература:

1. М.Шолохов. Тихий Дон.
2. А.Хватов. Художественный мир Шолохова. - М., 1970 (3-е изд. - 1978; 2-е изд. под заголовком: На стрежне Тихого Дона). Главы: От "Донских рассказов" к "Тихому Дону". Эпос революции. Род Мелеховых.

Дополнительная литература:

1. Агеносов В.В. Михаил Шолохов // Русская литература ХХ века: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 11 класс / Под ред. В.В.Агеносова. Ч. 2. -М.: Дрофа, 1996. - С. 64-86.
2. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия М.Шолохова. М.: Современник, 1976. С. 35-98, 194-220.
3. Сатарова Л.Г. Философия природы и стиль ее изображения в романе М.Шолохова "Тихий Дон" // Проблемы творчества М.Шолохова. М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1994.
4. Д. (Томашевская И.) Стремя "Тихого Дона" (Загадка романа). - Paris, 1974. С. 32-60, 90-100.


Семинар №3

Тема: Роман А.Платонова "Чевенгур"

Вопросы:

1. Проанализируйте переписку Платонова с Горьким и определите творческий замысел Платонова и своеобразие его воплощения.
2. Проанализируйте систему образов в первой части романа ("Происхождение мастера") и определите, какую художественно-философскую нагрузку несут образы Захара Павловича, бобыля, рыбака-отца, Саши, Прошки и Кондаева.
3. Развитие платоновской идеи преодоления сиротства и установления товарищества во второй части романа ("Потомок рыбака", или путешествие Дванова). Образы Саши Дванова, Копенкина, Мощонкова, Пашинцева, авторское отношение к ним. Система зеркал и двойников как характерный прием платоновского построения романа.
4. Изображение Чевенгура и его обитателей ("Вещество существования") как практическая проверка двух первых частей романа. Согласны ли вы с критиками, увидевшими в Чевенгуре сатирическую антиутопию? Выявите примеры характерного для Платонова соединения натуралистически-бытовых и символистски-экспрессионисических деталей и объясните их функцию. Обратите внимание на сцену расстрела буржуазии, сравните ее со сценой несостоявшенося убийства Саши во второй части романа и охарактеризуйте взгляды Платонова на жизнь и смерть. Эволюционизировала ли жизнь в Чевенгуре?
5. "Прочие" и их функция в романе. Сопоставьте этот мотив в "Чевенгуре" и "Джане".
6. Согласны ли вы с литературоведами, видящими в романе миф, народный лубок, реминисценцию с Библией на тему сотворения мира.
7. Объясните, как вы понимаете финал романа (сражение за Чевенгур, уход Саши к отцу, финальный разговор Захара и Прошки).
8. Платоновское "косноязычие" и его роль в художественном осмыслении мира.

Литература:

1. А.Платонов. Рассказ о многих интересных вещах // Кн.обозр., 1988, 21 окт.
2. А.Платонов. Чевенгур. Джан.
3. Горький и советские писатели: Неизданная переписка. Лит.наследс¬тво. Т.70, М.:АН СССР, 1963. С. 313-314 или: Лит.обозр., 1989,N9, С.6-8
4. Андрей Платонов - писатель и философ // Вопросы философии. 1989, N3.С.14-21, 26-36.

Дополнительная литература:

1. В.В.Агеносов. Советский философский роман. М.: Прометей, 1989. С.127-144
2. С.Г.Бочаров, "Вещество существования": Выражение в прозе // Проблемы.


Семинар №?

Тема: Художественный мир Л.Леонова ("Evgenia Ivanovna")

Вопросы:

1. Леоновская теория искусства как формулы бытия (статья "Достоевский и Толстой") и ее формулировка в повести.
2. Любовный сюжет и его место в повести "Evgenia Ivanovna". Мастерство Леонова в воссоздании психологии отношений Евгении Ивановны и Стратонова.
3. Способы создания образа Стратонова (портрет, соединение самохарактеристик с комментариями повествователя, речь).
4. Философия истории. Сущность историко-философского спора Стратонова и Пиккеринга. Роль исторических, географических и временных координат, народных сцен в воссоздании леоновской концепции истории. Лейтмотивы-символы земли-праха, огня, вина.
5. Решение темы общечеловеческого и национального в повести Л.Леонова. Мастерство писателя в создании национальных характеров Пиккеринга и Евгении Ивановны. Тема России.
6. Леоновское понимание трагедийности ХХ века. Гуманизм писателя.

Литература:

1. Л.Леонов. Достоевский и Толстой // Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. - М.: Худож. лит., 1984. - С. 528-530.
2. Л.Леонов. Evgenia Ivanovna.
3. http://www.leonovclub.ru/
4. В.Ковалев. Этюды о Леониде Леонове. - М.: Современник, 1977. Главы "Реализм высшей точности", "Судьба человека". С. 41-107, 261-288. или: То же // В.А.Ковалев. Реализм Леонова. Л.: Наука, 1969. - С. 3-89, 144-169.
5. Л.Финк. Уроки Леонида Леонова.- М.: Сов.писатель, 1973. - С. 319-336.
 
Дополнительная литература:

1.  Л.Леонов. Форма и цель. О большой щепе. - Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. - М.: Худож. лит., 1984. С. 478-487, 494-496.


Семинар №?

Тема: Роман В.Набокова "Приглашение на казнь".

Вопросы:

1. Какие традиции развивает В.Набоков в "Приглашении на казнь"?
2. Система образов и место в ней главного героя. За что осужден Цинцинат Ц. (что есть "прозрачность","непрозрачность")? Можно ли избе¬жать ему казни и как?
3. Обратите внимание и объясните роль следующих сюжетов и образов в решении проблемы двоемирия:
   а) свидание с женой;
   б) свидание с матерью ("нетки");
   в) чтение Цинцината;
   г) подкоп и "бегство";
   д) "паук", "тюрьма" и др.
Решение Набоковым проблем человек-художник (творческое сознание) и "публика" (пошляки, обыватели); "мнимости", "призрачность", не¬состоятельности данного мира.
4. Как вы понимаете финал романа?
5. Своеобразие стиля В.Набокова; роль игры (словом, персонажами и с персонажами, действием-смыслом), метаморфозы, афористичность и т.д.

Литература:

1. В.Набоков. Приглашение на казнь.
2. В.Ерофеев. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В. Собр.соч.: В 4 т. Т.1. - М.: Правда, 1990. С. 3-32.

Дополнительная литература:

1. И.Есаулов. Праздники. Радости. Скорби: Литература русского зарубежья как завершение традиции // Новый мир.-1992.-N10. С.232-242.
2. П.Кузнецов. Утопия одиночества // Там же. С.243-250.
3. В.Набоков. Николай Гоголь // Новый мир.-1987.-N4. С.174-227.

0


Вы здесь » Информационный центр журналистов МПГУ 2009-2014 » Архив » [8 семестр, предметы] История отечественной литературы