Семинар №1
Тема: Историческая проза М. Алданова ("Святая Елена, маленький остров" и "Бельведерский торс").
Вопросы:
1. Объясните, почему в центре сюжета романа линия Сузи Джонсон и Александра де Бальмена. Какие возможности открывает перед автором выбор именно таких героев?
2. Как показано окружение Наполеона? Совпадает ли отношение самого императора к его свите с позицией автора?
3. Образ Наполеона. Какие сцены выбирает М. Алданов, рассказывая о Бонапарте? Что говорится о роли случая в истории? Какие значение имеет для идейного замысла романа сцена встречи де Бальмена с Наполеоном?
4. Функция садовника Тоби в выражении авторской концепции истории.
5. Над чем иронизирует Алданов в романе?
6. Сюжет и многоплановая композиция рассказа "Бельведерский торс" как способ воссоздания многомерности бытия. Авторское отношение к Бенедетто Аккольти, Вазари, Микеланджело. Истинные и ложные ценности в понимании М.Алданова. Роль финала и символики.
7. В чем коренное отличие алдановской концепции истории от историософии А.Толстого ("Петр Первый") и других советских писателей?
Литература:
1. М. Алданов. Святая Елена, маленький остров. Бельведерский торс // Алданов М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. - М.: Правда, 1991.
2. А. Чернышев. Гуманист, не веривший в прогресс // Алданов М. Собр. соч.: В , т. Т.1. - М.: Правда, 1991.- С. 3-32.
3. Выгон Н.С. Исторический роман 20-30-х годов // Русская литература ХХ века: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 11 класс / Под ред. В.В. Агеносова. Ч. 1. - М.: Дрофа, 1996. - С. 384-394.
Семинар №2
Тема: Человек — народ — история в эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон"
Вопросы:
1. Проследите творческую историю "Тихого Дона" и объясните, зачем потребовалось М.Шолохову расширять замысел романа с изображения революции до 1900-1910-х годов.
2. Установите временные и географические рамки каждого тома романа и покажите, как это помогает писателю в решение проблемы человек-народ-история.
3. Воссоздайте шолоховскую концепцию истории на основании анализа следующих исторических событий и эпизодов:
а) первая мировая война;
б) революция и Вешенский бунт;
в) банда Фомина;
г) деятельность большевиков, образы коммунистов.
4. Преломление истории в частных судьбах персонажей:
а) род Листницких;
б) семья Коршуновых;
в) семья Мелеховых;
г) Аксинья.
5. Функция природы в художественном мире шолоховской эпопеи.
Литература:
1. М.Шолохов. Тихий Дон.
2. А.Хватов. Художественный мир Шолохова. - М., 1970 (3-е изд. - 1978; 2-е изд. под заголовком: На стрежне Тихого Дона). Главы: От "Донских рассказов" к "Тихому Дону". Эпос революции. Род Мелеховых.
Дополнительная литература:
1. Агеносов В.В. Михаил Шолохов // Русская литература ХХ века: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 11 класс / Под ред. В.В.Агеносова. Ч. 2. -М.: Дрофа, 1996. - С. 64-86.
2. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия М.Шолохова. М.: Современник, 1976. С. 35-98, 194-220.
3. Сатарова Л.Г. Философия природы и стиль ее изображения в романе М.Шолохова "Тихий Дон" // Проблемы творчества М.Шолохова. М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1994.
4. Д. (Томашевская И.) Стремя "Тихого Дона" (Загадка романа). - Paris, 1974. С. 32-60, 90-100.
Семинар №3
Тема: Роман А.Платонова "Чевенгур"
Вопросы:
1. Проанализируйте переписку Платонова с Горьким и определите творческий замысел Платонова и своеобразие его воплощения.
2. Проанализируйте систему образов в первой части романа ("Происхождение мастера") и определите, какую художественно-философскую нагрузку несут образы Захара Павловича, бобыля, рыбака-отца, Саши, Прошки и Кондаева.
3. Развитие платоновской идеи преодоления сиротства и установления товарищества во второй части романа ("Потомок рыбака", или путешествие Дванова). Образы Саши Дванова, Копенкина, Мощонкова, Пашинцева, авторское отношение к ним. Система зеркал и двойников как характерный прием платоновского построения романа.
4. Изображение Чевенгура и его обитателей ("Вещество существования") как практическая проверка двух первых частей романа. Согласны ли вы с критиками, увидевшими в Чевенгуре сатирическую антиутопию? Выявите примеры характерного для Платонова соединения натуралистически-бытовых и символистски-экспрессионисических деталей и объясните их функцию. Обратите внимание на сцену расстрела буржуазии, сравните ее со сценой несостоявшенося убийства Саши во второй части романа и охарактеризуйте взгляды Платонова на жизнь и смерть. Эволюционизировала ли жизнь в Чевенгуре?
5. "Прочие" и их функция в романе. Сопоставьте этот мотив в "Чевенгуре" и "Джане".
6. Согласны ли вы с литературоведами, видящими в романе миф, народный лубок, реминисценцию с Библией на тему сотворения мира.
7. Объясните, как вы понимаете финал романа (сражение за Чевенгур, уход Саши к отцу, финальный разговор Захара и Прошки).
8. Платоновское "косноязычие" и его роль в художественном осмыслении мира.
Литература:
1. А.Платонов. Рассказ о многих интересных вещах // Кн.обозр., 1988, 21 окт.
2. А.Платонов. Чевенгур. Джан.
3. Горький и советские писатели: Неизданная переписка. Лит.наследс¬тво. Т.70, М.:АН СССР, 1963. С. 313-314 или: Лит.обозр., 1989,N9, С.6-8
4. Андрей Платонов - писатель и философ // Вопросы философии. 1989, N3.С.14-21, 26-36.
Дополнительная литература:
1. В.В.Агеносов. Советский философский роман. М.: Прометей, 1989. С.127-144
2. С.Г.Бочаров, "Вещество существования": Выражение в прозе // Проблемы.
Семинар №?
Тема: Художественный мир Л.Леонова ("Evgenia Ivanovna")
Вопросы:
1. Леоновская теория искусства как формулы бытия (статья "Достоевский и Толстой") и ее формулировка в повести.
2. Любовный сюжет и его место в повести "Evgenia Ivanovna". Мастерство Леонова в воссоздании психологии отношений Евгении Ивановны и Стратонова.
3. Способы создания образа Стратонова (портрет, соединение самохарактеристик с комментариями повествователя, речь).
4. Философия истории. Сущность историко-философского спора Стратонова и Пиккеринга. Роль исторических, географических и временных координат, народных сцен в воссоздании леоновской концепции истории. Лейтмотивы-символы земли-праха, огня, вина.
5. Решение темы общечеловеческого и национального в повести Л.Леонова. Мастерство писателя в создании национальных характеров Пиккеринга и Евгении Ивановны. Тема России.
6. Леоновское понимание трагедийности ХХ века. Гуманизм писателя.
Литература:
1. Л.Леонов. Достоевский и Толстой // Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. - М.: Худож. лит., 1984. - С. 528-530.
2. Л.Леонов. Evgenia Ivanovna.
3. http://www.leonovclub.ru/
4. В.Ковалев. Этюды о Леониде Леонове. - М.: Современник, 1977. Главы "Реализм высшей точности", "Судьба человека". С. 41-107, 261-288. или: То же // В.А.Ковалев. Реализм Леонова. Л.: Наука, 1969. - С. 3-89, 144-169.
5. Л.Финк. Уроки Леонида Леонова.- М.: Сов.писатель, 1973. - С. 319-336.
Дополнительная литература:
1. Л.Леонов. Форма и цель. О большой щепе. - Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. - М.: Худож. лит., 1984. С. 478-487, 494-496.
Семинар №?
Тема: Роман В.Набокова "Приглашение на казнь".
Вопросы:
1. Какие традиции развивает В.Набоков в "Приглашении на казнь"?
2. Система образов и место в ней главного героя. За что осужден Цинцинат Ц. (что есть "прозрачность","непрозрачность")? Можно ли избе¬жать ему казни и как?
3. Обратите внимание и объясните роль следующих сюжетов и образов в решении проблемы двоемирия:
а) свидание с женой;
б) свидание с матерью ("нетки");
в) чтение Цинцината;
г) подкоп и "бегство";
д) "паук", "тюрьма" и др.
Решение Набоковым проблем человек-художник (творческое сознание) и "публика" (пошляки, обыватели); "мнимости", "призрачность", не¬состоятельности данного мира.
4. Как вы понимаете финал романа?
5. Своеобразие стиля В.Набокова; роль игры (словом, персонажами и с персонажами, действием-смыслом), метаморфозы, афористичность и т.д.
Литература:
1. В.Набоков. Приглашение на казнь.
2. В.Ерофеев. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В. Собр.соч.: В 4 т. Т.1. - М.: Правда, 1990. С. 3-32.
Дополнительная литература:
1. И.Есаулов. Праздники. Радости. Скорби: Литература русского зарубежья как завершение традиции // Новый мир.-1992.-N10. С.232-242.
2. П.Кузнецов. Утопия одиночества // Там же. С.243-250.
3. В.Набоков. Николай Гоголь // Новый мир.-1987.-N4. С.174-227.