Вопросы к экзамену

1.​ Общая характеристика литературного процесса ХХ века.
2.​ Постмодернизм в современной литературе.
3.​ Генезис постмодернизма: идеи французских постструктуралистов (Ю. Кристева, Ж. Деррида, Р. Барт)
4.​ Понятия и термины постмодернистской эстетики (ризома, интертекстуальность, постмодернистская чувствительность, смерть автора и т.д.).
5.​ Поэтика поп-арта. Поп-арт и массовая культура.
6.​ Массовая литература в современном обществе. Основные направления.
7.​ «Женский роман» и роман «ужаса» в современной массовой литературе. Новые тенденции: «чиклит» и «ребёнок-монстр».
8.​ Английская литература 2-й пол. ХХ века. Проблема «английскости». Постколониальная литература.
9.​ Одержимость историей в современной литературе. Понятие «нового историзма». Традиционное и постмодернистское представление об истории.
10.​ Жанр историографического метаромана в английской литературе. Творчество Дж. Барнса, Г. Свифта, М. Брэдбери.
11.​ Творчество Ч.П. Сноу. Лекция «Две культуры».
12.​ «Сердитые молодые люди» в английской литературе 50-х годов.
13.​ Проблематика романов Грэма Грина. Семантика заголовка романа (на выбор).
14.​ Философский роман в творчестве А. Мёрдок. Шекспировские аллюзии в романе «Чёрный принц». Своеобразие композиции.
15.​ Cемантика эпиграфа и названия романа И. Во «Пригоршня праха» (или «Незабвенная»)
16.​ Смысл иносказания в романах Голдинга. «Повелитель мух» как антиробинзонада.
17.​ Образ Храма в романе У. Голдинга «Шпиль»
18.​ Английский постмодернистский роман (Д. Фаулз, М. Брэдбери, Дж. Барнс).
19.​ Французская литература 2-пол. ХХ века.
20.​ Понятие интертекстуальности в современной литературе (М. Турнье «Пятница, или Лимбы Тихого океана»).
21.​ «Новый роман» во французской литературе.
22.​ Театр абсурда во французской литературе. Эстетика хэппенинга в европейской литературе и культуре.
23.​ Символический план повествования в «В ожидании Годо» С. Беккета.
24.​ Десемантизация речи в пьесах С. Беккета и Э. Ионеско.
25.​ «Лысая певица» Э. Ионеско как антипьеса.
26.​ Художественный мир романа Б. Виана «Пена дней».
27.​ Американская литература 2-й пол. ХХ века. Понятия «новая журналистика» и «литература факта».
28.​ Творчество битников (Д. Керуак, У. Берроуз, А. Гинзберг).
29.​ «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Образ рассказчика.
30.​ Специфика конфликта в романе Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки».
31.​ Конфликт «идеалов» в пьесе Т. Уильямса «Трамвай ”Желание”»
32.​ Школа «черного юмора» в американской литературе (К. Воннегут, Д. Барт, Т. Пинчон).
33.​ Немецкая литература 2-й пол. ХХ века (Г. Бёлль, К. Райнсмайр, К. Вольф, П. Зюскинд)
34.​ Гротеск в романе Г. Грасса «Жестяной барабан». Фантасмагория вечного детства. Символика барабана.
35.​ Особенности повествовательной манеры в романе Г. Грасса «Жестяной барабан». Пародия на «роман воспитания».
36.​ Интерпретация мифа в романе К. Вольф «Кассандра» (или «Медея»).
37.​ Понятие «магического реализма» в латиноамериканской литературе.
38.​ Своеобразие поэтики романа Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Семантика заголовка.
39.​ Жанровая специфика романа Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Мифообразы и мифосхемы романа.
40.​ Японская литература ХХ века (Я. Кавабата, Кобо Абэ, Ю. Мисима)
41.​ Национальная специфика произведений Кавабата Ясунари.
42.​ Поэтика романа Кобо Абэ «Женщина в песках». Дзен-буддийская и экзистенциалистская трактовки романа.
43.​ Анализ одного из постмодернистских романов (на выбор).
44.​ Мотив лабиринта в зарубежной прозе ХХ в. (А. Роб-Грийе, У. Эко, Х. Л. Борхес)
45.​ Постмодернистская эстетика романа У. Эко «Имя розы» (проблема повествователя, интертекстуальность, ирония, двойное кодирование, жанровая игра).
46.​ Художественный и социальный смысл игры в романе Х. Кортасара «Игра в классики». Своеобразие архитектоники.