Вопросы к экзамену
1. Общая характеристика литературного процесса ХХ века.
2. Постмодернизм в современной литературе.
3. Генезис постмодернизма: идеи французских постструктуралистов (Ю. Кристева, Ж. Деррида, Р. Барт)
4. Понятия и термины постмодернистской эстетики (ризома, интертекстуальность, постмодернистская чувствительность, смерть автора и т.д.).
5. Поэтика поп-арта. Поп-арт и массовая культура.
6. Массовая литература в современном обществе. Основные направления.
7. «Женский роман» и роман «ужаса» в современной массовой литературе. Новые тенденции: «чиклит» и «ребёнок-монстр».
8. Английская литература 2-й пол. ХХ века. Проблема «английскости». Постколониальная литература.
9. Одержимость историей в современной литературе. Понятие «нового историзма». Традиционное и постмодернистское представление об истории.
10. Жанр историографического метаромана в английской литературе. Творчество Дж. Барнса, Г. Свифта, М. Брэдбери.
11. Творчество Ч.П. Сноу. Лекция «Две культуры».
12. «Сердитые молодые люди» в английской литературе 50-х годов.
13. Проблематика романов Грэма Грина. Семантика заголовка романа (на выбор).
14. Философский роман в творчестве А. Мёрдок. Шекспировские аллюзии в романе «Чёрный принц». Своеобразие композиции.
15. Cемантика эпиграфа и названия романа И. Во «Пригоршня праха» (или «Незабвенная»)
16. Смысл иносказания в романах Голдинга. «Повелитель мух» как антиробинзонада.
17. Образ Храма в романе У. Голдинга «Шпиль»
18. Английский постмодернистский роман (Д. Фаулз, М. Брэдбери, Дж. Барнс).
19. Французская литература 2-пол. ХХ века.
20. Понятие интертекстуальности в современной литературе (М. Турнье «Пятница, или Лимбы Тихого океана»).
21. «Новый роман» во французской литературе.
22. Театр абсурда во французской литературе. Эстетика хэппенинга в европейской литературе и культуре.
23. Символический план повествования в «В ожидании Годо» С. Беккета.
24. Десемантизация речи в пьесах С. Беккета и Э. Ионеско.
25. «Лысая певица» Э. Ионеско как антипьеса.
26. Художественный мир романа Б. Виана «Пена дней».
27. Американская литература 2-й пол. ХХ века. Понятия «новая журналистика» и «литература факта».
28. Творчество битников (Д. Керуак, У. Берроуз, А. Гинзберг).
29. «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Образ рассказчика.
30. Специфика конфликта в романе Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки».
31. Конфликт «идеалов» в пьесе Т. Уильямса «Трамвай ”Желание”»
32. Школа «черного юмора» в американской литературе (К. Воннегут, Д. Барт, Т. Пинчон).
33. Немецкая литература 2-й пол. ХХ века (Г. Бёлль, К. Райнсмайр, К. Вольф, П. Зюскинд)
34. Гротеск в романе Г. Грасса «Жестяной барабан». Фантасмагория вечного детства. Символика барабана.
35. Особенности повествовательной манеры в романе Г. Грасса «Жестяной барабан». Пародия на «роман воспитания».
36. Интерпретация мифа в романе К. Вольф «Кассандра» (или «Медея»).
37. Понятие «магического реализма» в латиноамериканской литературе.
38. Своеобразие поэтики романа Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Семантика заголовка.
39. Жанровая специфика романа Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Мифообразы и мифосхемы романа.
40. Японская литература ХХ века (Я. Кавабата, Кобо Абэ, Ю. Мисима)
41. Национальная специфика произведений Кавабата Ясунари.
42. Поэтика романа Кобо Абэ «Женщина в песках». Дзен-буддийская и экзистенциалистская трактовки романа.
43. Анализ одного из постмодернистских романов (на выбор).
44. Мотив лабиринта в зарубежной прозе ХХ в. (А. Роб-Грийе, У. Эко, Х. Л. Борхес)
45. Постмодернистская эстетика романа У. Эко «Имя розы» (проблема повествователя, интертекстуальность, ирония, двойное кодирование, жанровая игра).
46. Художественный и социальный смысл игры в романе Х. Кортасара «Игра в классики». Своеобразие архитектоники.