Семинар 1
Тема: "Раковый корпус" А. Солженицына.
Вопросы:
1. Решение социальных проблем в романе: палата как социальный срез общества. Образы Олега Костоглотова, Русанова, Егенбердиева, Максима Чалого, Ахмеджана как выразителей социальной психологии. Антропоморфизм Солженицына.
2. Биологическое и духовное. Многомерность солженицынского понимания смысла жизни: Ефрем Поддуев, Шулубин, Вадим Зацырко, Демка и Ася; Костоглотов, Вера и Зоя. Толстовские традиции и толстовские идеи, их осмысление в романе.
3. Место супругов Кадминых и Дормидонта Тихоновича Орещенкова в системе образов романа: портреты, обстановка, идеология. Литературные традиции в описании названных персонажей.
4. Психологизм Солженицына (на образе Людмилы Афанасьевны Донцовой).
5. Мастерство Солженицына-романиста: построение сюжета; функции оглавления; способы перевода бытового повествования в бытийное; использование символики, снов, притч.
6. Познакомьтесь с солженицынским "Русским словарем языкового расширения" и покажите, как использованы его принципы в "Раковом корпусе".
Литература:
1. А. Солженицын. Раковый корпус. Русский словарь языкового расширения (М.: Наука, 1990).
2. Евг. Шкловский. Чем жив человек // Лит. обозрение.-1990.-N7.
3. П. Паламарчук. Путеводитель по творчеству А. Солженицына. Раздел IV. "Раковый корпус" // Русский рубеж. Спецвыпуск "Лит.России" или: Москва. -1989.- N9-10.
Дополнительная литература:
1. Л. Толстой. Смерть Ивана Ильича.
2. Н. Гоголь. Старосветские помещики.
3. Овидий. Метаморфозы. Кн.8, стихи 612-725.
4. Ж. Нива. Солженицын: Главы книги // Дружба народов. - 1990.- N4-5.
Семинар 2
Тема: Драматургия Александра Вампилова («Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске»).
Вопросы:
1. «Мелкотемная» драматургия Вампилова: место действия вампиловских пьес, излюбленные сюжетные коллизии и герои Вампилова. Назовите аналогичных героев в прозаических произведениях того времени.
2. «Спор о герое»: какие типы персонажей можно выделить в вампиловской драматургии?
3. «У людей толстая кожа»: основная проблематика вампиловских пьес. Какие нравственные «пороки» усматривает драматург в современном ему обществе? Каковы способы проявления авторской позиции, известные вам из курса теории литературы, применяет Вампилов?
4. Загадки композиции: сопоставьте кольцевую композицию «Старшего сына» и «Прошлым летом в Чулимске» (приемы ретардации и ретроспекции). Новаторство и традиционность композиции вампиловских пьес. Проблемы кульминации («вечерний сеанс и знакомство с женихом» в «Старшем сыне», «свидание в десять» в «Чулимске»). Используется ли автором прием «открытого финала»?
5. Жанровое своеобразие вампиловских пьес: «серьезные комедии», «серьезные анекдоты», «притчи»? Анекдот, «случай», игра, розыгрыш в структуре пьес.
6. «Чеховские интонации» в диалогах Вампилова: «диалог-монолог», «внутренняя конфликтность реплики», «эмоциональная насыщенность паузы» и др. Особенности чеховского и вампиловского «реализма».
7. «Интертекстуальность» в вампиловских текстах: «узнаваемые» поступки и ситуации («русский человек на rendez-vous», «инкогнито, выдающее себя за другого», выстрел (дуэль), «вишневый сад» и др.)
Литература:
1. Вампилов А. Избранное. – М.: Искусство, 1984.
2. Громова М.И. Русская современная драматургия. – М.: Флинта: Наука, 1999. – С. 35-51
3. Гушанская Е.М. А. Вампилов. Очерк творчества. Л., 1990
4. Сахаров В.И. Обновляющийся мир: Театр Александра Вампилова. М., 1990
5. Тендитник Н.С. Александр Вампилов. Литературный портрет. Новосибирск, 1979
Семинар 3
Тема: Роман Б. Пастернака "Доктор Живаго"
Вопросы:
1. Объясните смену названия романа в процессе работы автора ("Смерти не будет", "Мальчики и девочки", "Опыт русского Фауста", "Свеча горит", "Доктор Живаго") .
2. Решение темы истории в романе. Образ Николая Веденяпина как философа истории. Решение проблемы революции и личности.
3. Образ Юрия Живаго. Этимология имени. Изобразительное зерно образа (стихотворение "Гамлет"). Фабульная и сюжетная жизнь героя. Проблема "бездеятельности" и "безволия" Живаго. Тема природы, любви и творчества. Проблема жертвенности. Соотношение "индивидуализма" и всеединства в образе Живаго.
4. Взаимосвязь "Стихов Юрия Живаго" с сюжетом и философской проблематикой романа.
5. Лара и ее роль в осмыслении темы России в романе. Образы Тони и Марины в романе. Их функции.
6. Своеобразие художественной формы книги Б.Пастернака. Какую точку зрения вы разделяете и почему: цельного романа нет, есть отдельные удачные куски, монологи, стихотворные строки; роман - органичное единство, но в особой форме лирического повествования?
Литература:
1. Б. Пастернак. Доктор Живаго.
2. В. Борисов. Е. Пастернак. Материалы к творческой истории романа Б.Пастернака "Доктор Живаго" // Новый мир.- 1988.- N6.
3. В.В. Агеносов. "Вечности заложник у времени в плену"... // В.В.Агеносов и др. Литература народов России ХIХ-ХХ веков. - М.: Просвещение, 1995.
Дополнительная литература:
1. А. Архангельский. "Опасна, если не пуста..." // А.Архангельский. У парадного подъезда. - М.: Сов.писатель, 1991.
2. В. Суриков. Тайная свобода Юрия Живаго // Московский вестник.-1990.- N3.