Семинар 1
Вопросы:
1. Символическое понимание соотношения искусства и жизни.
2. Символизм. Преодоление декаданса.
3. Д. Мережковский о трёх принципах "нового искусства".
4. Теория символизма, "знака-посредника". Двуплановость символического текста.
5. Вл. Соловьёв и русский символизм.
6. Младосимволисты. Теория жизнетворчества.
7. Поэтическая практика поэтов-символистов, цикличность, мотивность (Д. Мережковский, В. Брюсов, А. Блок, А. Белый). Своеобразие символической тематики, проблематики. Импрессионизм в стиле, лексико-поэтические приёмы создания символа.
Литература:
1. История русской литературы ХХ в. В 2 ч. под ред. Агеносова В.В. М., 2009. Часть 1.
2. Минералов Ю.И., Минералова И.Г. История русской литературы ХХ в. (1900 — 1920 гг.). М., 2004.
Дополнительная литература:
1. Поэтические течения в русской литературе конца XIX — начала ХХ в. Литературные манифесты и художественная практика. Хрестоматия. Сост. А.Г. Соколов. М., 2001.
2. Русская поэзия "серебряного века": 1890 — 1917. Антология. М., 2003.
3. Кондаков И.В. Культурология. История культуры России. М., 2003.
Заметка:
Подбор поэтических текстов, Бальмонт, Мережковский, Сологуб, Блок, Белый, — самостоятельный!
Семинар 2
Тема №1: В. Брюсов
Вопросы:
1. Роман автобиографический, исторический и мистический (расшифровка этих пластов).
2. Предисловия автора, их значения.
3. Тема Фауста в романе.
4. Тема Агриппы Неттесгеймского (Брюсов "Оклеветанный учёный").
5. А. Белый. "Огненный ангел".
6. В. Ходасевич "Конец Ренаты"
7. Собственное видение романа и русского декадентства.
8. Лирика: "Юному поэту", "Свиваются бледные тени", "Грядущие гунны".
9. Статьи: "Московские декаденты", "Поэзия В. Соловьёва", "Ко всем, кто ищет".
Литература:
1. Русские писатели ХХ в. Биографический словарь. М., 2000.
2. Гаспаров М. Русские стихи 1890-х — 1925-х годов в комментариях. М., 2001.
3. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 2004.
4. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века: очерки. Л., 1986.
Тема №2: Фёдор Сологуб
1. Основные поэтические сборники.
2. Стихотворные тексты (анализ): "Мне страшный сон приснился", "Верь, — упадёт кровожадный кумир", "Чёртовы качели", "Родина", "Родине", "Где ты делась, несказанная...", "Я сжечь её хотел, колдунью злую..."
3. Рассказы: "Земле земное", "Красота", "Свет и тени", "Страна, где воцарился зверь".
4. Роман "Мелкий бес":
а) традиции Гоголя, Щедрина, Чехова
б) мифы, образующие содержание романа
в) реальное и мистические начала
г) статика и динамика сюжетных линий
д) смысл заглавия, смысл финала
е) Беликов и Передонов
Литература:
Черкасский В.Б. "Опрокинутые в пустоту". Москва, 1999 (глава: Иная реальность Ф. Сологуба и его роман "Мелкий бес").
Семинар 3
Тема: Андрей Белый.
Вопросы:
1. А. Белый как теоретик символизма.
2. Синтез слова, живописи, музыки.
3. Поэтические сборники: «Золото в лазури», «Пепел», «После разлуки». Лейтмотив сборника «Золото в лазури»: золото и лазурь, свет и тьма, вечность и одиночество.
«Пепел»: о земле русской, о надеждах и разочарованиях. Тема города «После разлуки»: горечь потерь, разочарований, мотивы перевала и кризиса жизненного пути.
4. «Симфонии» Белого: «Северная симфония» (1-ая героическая); «Симфония (2-ая, драматическая)»; повесть «Возврат (3-я симфония)»; «Кубок метелей». Общая характеристика.
5. Роман «Петербург». Историческое время, протяжённость событий. Композиция и сюжет (основной и исторический). Россия: Восток и Запад, Власть, Революция. Система образов. Смысл эпилога.
Литература:
1. Долюполов Л.К. А. Белый и его роман «Петербург». (Л., 1988).
2. Вольке Ц. О поэзии А. Белого \\ Вольке Цезарь «Искусство непохожести» (М., 1991).
Семинар 4
Тема: акмеизм.
Вопросы:
1. Миропонимание как философская основа. Продолжение принципа «двоемирия».
2. Поэтика. Особенности языка, осмысление природы слова.
3. Литературное общество «Цех поэтов», журналы «Аполлон» и «Гиперборей».
4. Н.С.Гумилёв (1886-1921). Программные статьи и манифесты.
5. Романтические мотивы в первых сборниках Гумилёва: «Путь конквистадоров», «Романтические цветы».
6. Мотив пути, странствий.
7. Концепция сильной личности: ст. «Чужое небо», «Колчан».
8. Интерес к восточной культуре: ст. «Фарфоровый павильон».
9. Синтез творчества: ст. «Огненный столп».
10. О. Мандельштам: Любовь к Элладе, Петербургу, образам прошлого.
11. А. Ахматова. Ст.: «Тайны ремесла».
Конспекты/выписки:
1. Н. Гумилёв «Анатомия стихотворения», «Наследие символизма и акмеизм».
2. М. Кузьмин «О прекрасной ясности».
3. О. Мандельштам «О природе слова».
Стихотворные тексты:
Н. Гумилёв: «Память», «Заблудившийся трамвай», «Змей», «Жираф», «В пути», «Я верил, я думал…», «Война», «Смерть».
Семинар 5
Тема №1: З. Гиппиус
Вопросы:
1. Поэзия. Стихотворения на выбор. Мотивы: а) душевная раздвоенность; б) ощущение надвигающегося хаоса; в) судьбы России, культуры, мира; г) любовная лирика (психологизм).
2. Проза: проблематика, художественное своеобразие ("Яблони в цвету", "Кабан", "Нет возврата").
3. Роман "Чёртова кукла". Эпоха и её преломление в содержании. Образы русской интеллигенции начала XX в. Развитие сюжетных линий. Смысл финала.
Тема №2: Дм. Мережковский
Вопросы:
1. Мережковский как один из ярких представителей русского символизма.
2. Манифест русского символизма: "О причинах упадка и новых течениях в русской литературе".
3. Монографические исследования о русских классиках.
4. Поэтический сборник "Символы" (анализ 2-3 стихотворений).
5. Основные темы творчества: а) творцы мировой культуры; б) исторический конфликт язычества и христианства.
6. Революция как тормоз в развитии религиозно-духовного сознания (статья "Грядущий хам").
7. Роман "Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)" как часть трилогии "Христос и Антихрист".
8. Проблемы единой эволюции духовной культуры в романе; нераздельность язычества и христианства.
9. Композиция романа: а) картины жизни великого художника; б) его дневники; в) творческий процесс.
10. Символ воплощения божественного в земном — портрет Моны Лизы Джоконды.
Семинар 6 [14 мая]
Семинар будет проводиться с 13:00 до 17:30
Тема №1: Мережковский (см. Семинар 5)
Тема №2: Куприн
Тема №3: Новохристианская поэзия Есенина